Канцлер Германии выступила с обвинениями в адрес немецкого бизнеса, обвинив его в антиамериканизме и саботировании подписания соглашения о зоне свободной торговли между США и ЕС (TTIP). Если бы речь шла о зоне свободной торговли с Россией, то немецкий бизнес вёл бы себя иначе, считает Меркель.
Экономика ЕС крайне зависима от США и потому любые переговоры с американцами крайне болезнены для европейцев. Пойдёшь на уступки США – окажешься в ещё большей зависимости. Откажешься – к тебе применят все инструменты этой самой зависимости.
Есть, конечно, и обратная зависимость США от ЕС. Но всё-таки общий баланс явно в пользу США, что наглядно видно по делу «Дойче Банка», который Минфин США хочет оштрафовать на $14 миллиардов за операции с ипотечными бумагами до кризиса 2008 года. Эти операции проворачивали все крупнейшие банки, многие из которых заплатили крупные штрафы. Но $14 миллиардов – это рекордная сумма, способная похоронить «Дойче Банка», акции которого на одних новостях о таком штрафе пикируют вниз. Здесь главное, что решение о вынесении штрафа – это вопрос внутренней юрисдикции США. А судьба «Дойче Банка» – это вопрос устойчивости или обрушения экономики Германии и ЕС в целом. Делайте выводы.
Часть немецкого бизнеса может симпатизировать России и даже ориентироваться на нашу страну. Но в целом экономика Германии критически зависима от США и Россия в принципе не может компенсировать потери от даже частичного разрыва с США. Таковы масштабы рынков и так устроена мировая финансовая архитектура.
Потому без американцев ничего в Европе решить не смогут и будут надеяться на Трампа и кого-то ещё. Европа несуверенна.
Что же касается самой Меркель, то она, имея репутацию проамериканского политика, иногда делает шаги, которые противоречат интересам США. Например, по части реализации «Северного потока», который блокируется США и их сателлитами, но при этом в Германии, в том числе, канцлером, называется «чисто экономическим проектом» и cо скрипом реализуется.
Немцы пытаются отстаивать свои интересы, но коридор их возможностей невсегда достаточно широк и, главное, их интересы не всегда совпадают с интересами России.