Китайский фондовый кризис – это «новый 1929-й», следует из выкладок опытного американского трейдера Тома Де Марка. По его прогнозу, лопнувший на Шанхайской бирже пузырь будет по форме напоминать спад индекса Dow Jones 84 года назад. А значит, китайскому рынку предстоит упасть еще на 14%, делает вывод Де Марк, который в числе прочего успешно предсказал поворотные точки взлетов и падений индекса Shanghai Composite в 2012–2013 годах.
Американский индекс Dow Jones Industrial Average (белая кривая) в 1929–1931 годах и китайский Shanghai Composite с 2013 года по настоящее время (желтая кривая)
Bloomberg
Может оказаться, что кризис в Поднебесной будет похож на канун Великой депрессии не только по форме, но и по содержанию: от локальных неурядиц – к мировому кризису. С тех пор как переживший стремительный взлет шанхайский индекс в середине июня начал не менее стремительное падение, сформировалось две «школы мысли» по поводу Китая, пишет в обзоре от 28 июля Нил Маккиннон, аналитик по макроэкономической стратегии на глобальных рынках компании «ВТБ Капитал».
Первая школа считает, что влияние биржевого пузыря на реальную экономику Поднебесной (а значит, и на экономику остального мира) будет ограниченным. Их аргументы:
- Shanghai Composite по-прежнему на 13% выше, чем в конце прошлого года, хотя и почти на 30% ниже максимума, достигнутого 12 июня.
- Рынок акций играет скромную роль в финансировании компаний.
- Только 20% богатства китайских домохозяйств вложено в акции против 65% в США.
- У властей страны достаточно пространства для налоговых и монетарных маневров.
- Банковский сектор в КНР принадлежит государству.
Вторая школа полагает, что происходящее на китайском фондовом рынке – это симптом более широкого явления. Почему?