«Положение в промышленности Соединенных Штатов абсолютно надежно и ситуация с кредитованием никак не критическая… Всеобщий интерес к брокерским займам всегда преувеличен… В целом, биржа находится сейчас в здоровом состоянии… Мне неизвестно о каких-либо неполадках на фондовой бирже или с основным бизнесом и кредитной структурой». (Из выступления Чарльза Митчелла, Президента Американского National City Bank в Германии, в воскресенье 20 октября 1929 года)
Утро понедельника 21 октября 1929 года. Джозеф Кеннеди (отец будущего 35-го Президента США) перед тем, как войти в здание фондовой биржи, подозвал мальчика почистить обувь.
- Сэр, Вы разбираетесь в биржевой игре? - спросил чистильщик.
- Думаю, что да, - ответил миллионер.
- Я прикупил десяток акций железнодорожных компаний. Вы можете дать совет, как с ними поступить?
Совет Кеннеди старшего остался неизвестным. Но известно другое. Через неделю, в «черный понедельник» 28-го октября, он продал все свои ценные бумаги, виртуозно точно выйдя с рынка. «Если чистильщик обуви играет на рынке акций и понимает в нем чуть меньше меня – надо уходить», - обмолвился Джозеф Патрик Кеннеди, один из крупнейших биржевых игроков 1920-х. (Легенда Уолл-стрит)
Биржевому краху 1929 года (Crash of ’29) или «Краху Уолл-стрит», уже почти 90. Он положил конец, подвел черту «ревущим двадцатым» - эпохе джаза, блюза и ар-деко. Кинематограф обрел звук, в моду вошли фокстрот и чарльстон. Жизнь казалась такой легкой и беззаботно. Люди хотели получать максимум удовольствий.
Мало какое финансовое событие ХХ века, может сравниться по своему трагизму и последствиям с обвалом Рынка Большого Быка (Great Bull Market) в 1929 г. Тот далекий октябрь, обладает неким магическим притяжением. События пяти биржевых дней 24-, их предпосылки и результаты не потеряли актуальности и сейчас, для тех, кто выбрал своей профессией инвестиционный бизнес.
Ведь, как писал Джесси Ливермор: «Уолл-стрит никогда не меняется, меняются деньги, меняются участники, меняются акции, но Уолл-стрит никогда не меняется, поскольку не меняется природа человека».