На фоне скандалов, сотрясавших финсектор США почти непрерывно в течение последних 10 лет, Wells Fargo выглядел банком чистым, не замешанным в каких-то сомнительных историях. Кризис 2007-2009 годов он пережил практически безболезненно, поскольку свел до минимума практику рискованного кредитования и применения сложных биржевых инструментов. Неслучайно Wells Fargo — любимый банк миллиардера Уоррена Баффета, решившего в 2009 году вложить в него несколько миллиардов долларов.
Стопроцентной стерильности банку добиться все же не удалось. Менее месяца назад Wells Fargo пришлось заплатить около 4 миллионов долларов штрафа за урегулирование дела по начислению спецвыплат по студенческим кредитам. Принимая взносы от студентов, банк не предоставлял всей необходимой информации по состоянию счета и тем самым лишал клиентов возможности минимизировать расходы. За что и был наказан.
Но это мелочь на фоне того, что вскрылось в сентябре. В результате расследования в Бюро защиты потребителей финуслуг США пришли к выводу, что на протяжении многих лет Wells Fargo без ведома клиентов открывал на их имя счета (по разным сведениям, от полутора до двух миллионов) и выпускал кредитные карты (более 500 тысяч штук).
Фото: Rick Wilking / Reuters
Сотрудники Wells Fargo открывали счета и выпускали кредитки без ведома клиентов. Пострадало до двух миллионов человек
Разумеется, деньги за услуги, о которых потребители ничего не ведали, списывались с вполне реальных счетов. В данный момент потери клиентов оцениваются в пять миллионов долларов. Но сумма по ходу расследования наверняка вырастет.
Уголовных дел пока не заведено: бюро не обладает соответствующими полномочиями. Тем не менее все необходимые документы уже переданы в прокуратуру и другие компетентные структуры. Банку выписали штраф в 185 миллионов долларов, с чем тот поспешно согласился.
Однако в сравнении с потерями в рыночной капитализации это почти ничто — акции компании подешевели почти на 15 процентов, а это более 30 миллиардов долларов. Убытки Уоррена Баффета — около полутора миллиардов долларов.
Генеральный директор кредитной организации Джон Стампф немедленно сделал «организационные выводы», уволив сразу 5300 человек (примерно каждого пятидесятого сотрудника). Но ни одного топ-менеджера среди них не было — только мелкие клерки и их непосредственное начальство.
Между тем крайне сомнительно, чтобы рядовые работники банка вдруг сговорились и развернули махинации такого масштаба. Поэтому американская публика сейчас, как говорится, «ждет посадок», причем куда более серьезных фигур, чем простые офисные служащие.