Каннский фестиваль, который сейчас в самом разгаре (завершится он в воскресенье, 23 мая), пока мало радует фильмами-откровениями. Многие списывают это на экономический кризис, который именно сейчас сказался на кинопроизводстве. А возможно, лучшие картины 2010-го еще не сняты. Тем интереснее, что Канн продемонстрировал первый и пока единственный игровой фильм про кризис — продолжение знаменитого «Уолл-стрит» Оливера Стоуна. Новый фильм называется «Уолл-стрит: деньги никогда не спят» (Wall Street: Money Never Sleeps). В мировой прокат, включая наш, фильм выйдет только в конце сентября.
В последние годы режиссер Стоун окончательно стал вести себя как журналист. Он откликается на актуальные темы. Старик Кастро? Вот вам фильм Стоуна. Трагедия 9/11? Вот вам фильм Стоуна. Годы и идеология президента Буша-младшего? Вот опять-таки фильм Стоуна. Мог ли Стоун не оказаться первым, кто отыграет на экране кризис? Никак не мог. Его подход к теме тоже кажется поначалу поверхностно журналистским. Бизнесмены идут по Центральному парку в Нью-Йорке и вещают друг другу финансовые истины, а на заднем плане дети пускают мыльные пузыри. Ага: нынешняя финансовая система — это мыльный пузырь! Учитывая, что Стоун — левак (хотя при этом работает на Голливуд и получает деньги на съемки от банков), ожидаешь, что его картина окажется антикапиталистической.
Но она гораздо хитрее. Во-первых, у нее неожиданный сюжет. У нас, полагаю, не слишком хорошо помнят первый «Уолл-стрит», снятый Стоуном в 1987 году, хотя для многих американских бизнесменов он стал «настольным» фильмом. Поэтому напомню: главный герой по имени Гордон Гекко, которого сыграл Майкл Дуглас, был успешнейшим дельцом (Стоун наверняка держал в голове молниеносную карьеру таких бизнесменов, как Дональд Трамп), чей практицизм доходил до редчайшего цинизма. Не зря Гекко входит в список главных кинозлодеев всех времен: он не чурался ни махинаций, ни рейдерства. Его главным лозунгом стала легендарная фраза: «Жадность — это хорошо. Жадность — права. Жадность — работает». Он учил своего молодого протеже, которого сыграл Чарли Шин, быть жадным во всем: в любви к жизни, деньгам, знаниям и в любви как таковой. Он считал, что именно жадность позволит человечеству выйти на новый эволюционный уровень.